Бесплатная юридическая помощь

Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи


Правовое информирование и правовое просвещение населения


 

Бесплатная юридическая помощь на территории Астраханской области оказывается на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон 324-ФЗ), Закона Астраханской области от 02.10.2012 № 62/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» (далее – Закон 62/2012-ОЗ).

Под бесплатной юридической помощью понимаются предоставляемые на бесплатной основе консультации по юридическим (правовым) вопросам (за исключением вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью), составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представление интересов граждан в судах, органах государственной власти Астраханской области, органах местного самоуправления Астраханской области и иных организациях.

В  соответствии с Законом 324-ФЗ гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках системы государственной юридической помощи оказывают:

  1. Исполнительные органы государственной власти Астраханской области и подведомственные им государственные учреждения;
  2. Адвокаты, нотариусы;
  3. Государственные юридические бюро;
  4.  Иные участники, оказывающие бесплатную юридическую помощь, наделенные такими полномочиями Законом 324-ФЗ.

Статьей 6 Закона 62/2012-ОЗ определено, что правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи обладают следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Астраханской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

4.3) одинокие родители, имеющие трех и более детей, по вопросам установления и оспаривания отцовства (материнства), взыскания алиментов;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) иные граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральным законодательством.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Астраханской области является министерство социального развития и труда Астраханской области, согласно постановлению Правительства Астраханской области от 28.01.2013 № 4-П «О реализации Закона Астраханской области от 02.10.2012 № 62/2012-ОЗ».Официальный сайт министерства социального развития и труда Астраханской области в информационно-коммуникационной сети Интернет: minsoctrud.astrobl.ru

В целях оказания бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области, данным постановлением утверждены:

  1. Перечень исполнительных органов государственной власти Астраханской области входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи,
  2. Порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  3. Порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи;
  4. Положение о размере и порядке оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Случаи, в которых оказывается бесплатная юридическая помощь

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ ГРАЖДАНАМ В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ:

- органами исполнительной власти Астраханской области и подведомственными им учреждениями в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции соответствующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

- адвокатами в случаях, установленных федеральными законами.

Порядок оказания бесплатной юридической помощи

В целях обеспечения оказания бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи заключено соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи между министерством социального развития и труда Астраханской области и Адвокатской палатой Астраханской области.

Адвокатской палатой Астраханской области представлен список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам.

Для получения бесплатной юридической помощи представляют адвокату, являющемуся участником государственной системы бесплатной юридической помощи Астраханской области, следующие документы:

1) Заявление об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утвержденной уполномоченным органом;

2) документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации, регистрацию гражданина по месту жительства или месту пребывания на территории Астраханской области, за исключением случая утраты указанного документа в случае, предусмотренном подпунктом «е» пункта 8.1 части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ;

3) документы, подтверждающие принадлежность гражданина к одной из категорий граждан, указанных в части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ:

а) малоимущие граждане - расчет среднедушевого дохода семьи гражданина Российской Федерации или дохода одиноко проживающего гражданина Российской Федерации, произведенный уполномоченным государственным казенным учреждением, подведомственным исполнительному органу государственной власти Астраханской области в сфере социального развития, по месту жительства или пребывания гражданина в порядке, установленном федеральным законодательством;

б) инвалиды I и II группы - справку, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности;

в) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации - удостоверение, подтверждающее их принадлежность к указанным категориям;

г) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - справку, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности, либо справку, выданную органом опеки и попечительства по месту жительства (пребывания), подтверждающую указанный статус, а их законные представители и представители - также свидетельство о рождении ребенка или иной документ, подтверждающий статус законного представителя (представителя);

г.1) усыновители - решение суда об усыновлении (удочерении);

г.2) одинокий родитель, имеющий трех и более детей, - свидетельства о рождении или паспорта детей; документы, подтверждающие усыновление (удочерение) детей, при наличии усыновленных (удочеренных) детей; документ, подтверждающий проживание (пребывание) детей на территории Астраханской области; документ об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака, выданный органом записи актов гражданского состояния;

д) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, - справку, выданную стационарным учреждением социального обслуживания, о нахождении гражданина в данном учреждении с указанием статуса гражданина;

е) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - справку, выданную соответствующим учреждением, о нахождении несовершеннолетнего в данном учреждении, а их законные представители и представители - также свидетельство о рождении ребенка или иной документ, подтверждающий статус законного представителя (представителя);

ж) лица, страдающие психическими расстройствами, в случае самостоятельного обращения к адвокату, являющемуся участником государственной системы бесплатной юридической помощи Астраханской области, - сведения об оказании им психиатрической помощи в письменной форме, полученные в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

з) граждане, признанные судом недееспособными, - решение суда о признании гражданина недееспособным, а их законные представители - также документ, подтверждающий статус законного представителя;

з.1) граждане, указанные в пункте 8.1 части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ, - справку исполнительного органа государственной власти, осуществляющего государственную политику в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или иные документы, подтверждающие факт возникновения чрезвычайной ситуации, а также:

- справку о смерти или иные документы, подтверждающие факт гибели (смерти) гражданина в результате чрезвычайной ситуации, - в случаях, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 8.1 части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ;

- свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении) - в случаях, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 8.1 части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ;

- договор пожизненного содержания с иждивением, решение суда об установлении факта нахождения на иждивении, справку из образовательной организации, пенсионное удостоверение, справку, подтверждающую факт установления инвалидности, или иные документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, - в случае, указанном в подпункте "г" пункта 8.1 части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ;

- медицинское заключение, заключение судебно-медицинской экспертизы, подтверждающие причинение вреда здоровью гражданина в результате чрезвычайной ситуации, - в случае, указанном в подпункте "д" пункта 8.1 части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ;

- акт материально-бытового обследования условий проживания, акт обследования имущества, подтверждающий степень утраты имущества, или иные документы, подтверждающие утрату жилого помещения, иного имущества либо документов, - в случае, указанном в подпункте "е" пункта 8.1 части 1 статьи 6 Закона 62/2012-ОЗ;

и) иные граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральным законодательством, - документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим категориям граждан.

Примечание:

Документы, прилагаемые к заявлению, представляются гражданами в копиях с одновременным представлением оригиналов или копий, заверенных нотариусом или их выдавшими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи Астраханской области, вправе запрашивать у граждан, обратившихся за оказанием бесплатной юридической помощи, документы, необходимые для ее оказания по вопросу, изложенному в заявлении.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи Астраханской области, ведут учет представленных документов и осуществляют их хранение в течение трех лет со дня их подачи.

При обращении за бесплатной юридической помощью законного представителя гражданина он, помимо вышеуказанных документов, представляет документы, удостоверяющие его личность и его полномочия.

Основания отказа в оказании бесплатной юридической помощи адвокатами

1) В случае обращения за оказанием бесплатной юридической помощи гражданина, не относящегося к категориям граждан, указанным в части 1 статьи 6 Закона № 62/2012-ОЗ;

2) в случае обращения гражданина за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросу, не отнесенному к случаям оказания бесплатной юридической помощи статьями 20,21 Закона 324-ФЗ;

3) в случае непредставления или предоставления не в полном объеме документов, указанных в части 1 статьи 9 Закона № 62/2012-ОЗ;

4) в случаях, установленных статьей 21 Закона 324-ФЗ.

Если адвокат, являющийся участником государственной системы бесплатной юридической помощи Астраханской области, принимает решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи гражданину по указанным основаниям, данному гражданину выдается соответствующее заключение с указанием причины отказа.

Содержание, пределы осуществления способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации

Согласно статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. 
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 ГК РФ). 

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечёт прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 9 ГК РФ). 

Гражданское законодательство Российской Федерации (статья 1 ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и свобод, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. 
Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. 
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. 

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.  Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (статья 15 ГК РФ).

Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Компетенция и порядок деятельности агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области закреплен в Положении о агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 01.04.2009 № 127-П (далее – Положение).

 

Основания, условия и порядок обжалования решений и действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области, подведомственных им учреждений и их должностных лиц

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 
Статьей 16 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. 

Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Такая ответственность наступает в случаях причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления акта.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном порядке регламентирован главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий

Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти Астраханской области или подведомственные ему государственные учреждения, государственное юридическое бюро, к адвокату или нотариусу, занимающемуся оказанием бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи. 

Типичные ошибки при совершении юридически значимых действий:

1) отсутствие заявления гражданина об оказании юридической помощи, ненадлежащее заполнение заявления или непредставление документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи; 

2) гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщать необходимые сведения по делу либо представлять документы, имеющие отношение к делу; 

3) гражданин обращается повторно с вопросом, по которому ему была оказана бесплатная юридическая помощь по существу ранее, и при этом отсутствуют новые обстоятельства;

4) отсутствие в обращении гражданина фамилии или почтового адреса, по которому должен быть отправлен ответ;

5) вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности исполнительного органа государственной власти. 

Типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: 

- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

- в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае орган власти вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом; 

- текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

- в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в органы власти либо одним и тем же должностным лицам органа власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение; 

- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.